Пассажирские перевозки на Тамбовщине спасут только федеральные деньги
На «Прямой линии Главы Тамбовской области», которая прошла в прямом эфире в конце сентября, много жалоб граждан прозвучало в адрес плохой работы общественного транспорта. Речь идёт как о городских, так и о межмуниципальных перевозках. Основные нарекания в областном центре — нерегулярные рейсы, число которых отличается от заявленного, а также несоблюдение пути следования по маршруту.
Хватает жалоб и от жителей отдалённых сёл, которые регулярно испытывают проблемы с прямым транспортным сообщением со столицей региона. Ситуация, когда из-за поломки автобуса люди оказываются на длительный срок отрезаны от посещения городов, должна быть чрезвычайной, а не привычной. Минтранс Тамбовской области вынужден постоянно «затыкать дыры» на маршрутах, где перевозчик не может обеспечить регулярное движение по расписанию.
Помимо проблемы с транспортом в ряде населённых пунктов не меньшая беда и с дорогами, по которым автобусы просто не могут проехать. Весной тамбовским транспортом заинтересовался Следственный комитет России и его председатель Александр Бастрыкин. Жительница села Афанасьевка рассказала, что из-за отсутствия дороги несколько лет назад в деревне выгорели четыре дома, поскольку машины экстренных служб просто не смогли проехать к нужному месту. Не добирается до села и автолавка, в результате покупка необходимых продуктов и товаров превращается в целое приключение.
Получается так, что вопрос автобусного сообщения дальних деревень с окружными центрами, а вернее, вопрос отсутствия такого сообщения, решается на уровне руководства региона. Обратившиеся на «Прямую линию» жители шести сёл Сосновского округа, уставшие таскаться по грязи через поля несколько километров до асфальтированной дороги, свой транспорт получили. Маршрут № 557 из Тамбова до Чекмарей проходит через Челнаво-Рождественское, Челнаво-Дмитриевское, Челнаво-Покровское, Каменный Брод и Дегтянку. Но перевозчик восстановил его только после решительного окрика из здания, где расположено правительство региона. До этого нужды людей просто игнорировали.
Но как исключить ручное управление транспортными перевозками с помощью первых лиц области? Известно, что каждая проблема имеет простое и доступное для всеобщего понимания неправильное решение. С 1 декабря жителей областного центра ждёт очередное повышение тарифов на проезд в городском транспорте. Речь, как и в прошлый раз, идёт о двух рублях. Сейчас в автобусах и троллейбусах стоимость составляет 25 рублей по безналу и 27 за наличные, но это скоро поменяется. Городские перевозчики говорят, что себестоимость проезда на разной технике (это зависит от её марки и возраста) составляет от 29 до 40 рублей.
То есть в тарифы за услуги ЖКХ инвестиционная составляющая на обновление оборудования закладывается, а транспорт, если судить по цифрам, работает в ноль или вообще в минус. Оттого поломка одного автобуса вызывает сбои графика и чуть ли не транспортный коллапс, особенно в часы пик. Но если за коммуналку гражданин послушно заплатит, сколько скажут, то в случае с общественными перевозками соседям зачастую дешевле договориться между собой в чате дома и коллективно ездить на такси. Или заплатить соседу с личным автомобилем. Это выгоднее, особенно если на маршруте есть пересадки.
Есть ли выход из этой печальной ситуации? Вариантов немного. Повысить цены на проезд в два или в три раза. Это позволит перевозчикам со временем не только обновить автобусный парк, но и увеличить количество машин на маршруте. В теории. На практике это приведёт к тому, что люди будут больше ходить пешком или ездить на такси, а кто-то – перебираться в другие города. В итоге заполняемость автобусов будет меньше, число рейсов сократится, а сфера транспортных перевозок начнёт просто рассыпаться. Денег у граждан не так много.
Вариант два – дотации из федерального центра. Только благожелательное отношение Москвы к нашему региону позволит людям пользоваться всеми благами и удобствами общественного транспорта, а не копить на ржавые «Жигули», чтобы передвигаться по принципу «всё же не пешком».
Так, в прошлом году благодаря участию в федеральном проекте по обновлению общественного транспорта в регионах Тамбовская область получила 400 миллионов рублей из федерального бюджета. Это стало беспрецедентной мерой поддержки отрасли за последние годы. На эти деньги приобрели 52 автобуса, что позволило улучшить транспортную доступность в муниципалитетах, в которых проживает почти половина населения области. И если эта работа будет продолжена, шансы на обновление парка, достойные зарплаты водителей и приемлемые цены для пассажиров будут гораздо выше, чем просто при повышении цен на перевозки.