Школа раньше и теперь: от чего ушли и к чему надо двигаться?
Для тех, кто застал в сознательном возрасте 90-е годы прошлого века, перемены в сфере образования очевидны. Значительные ресурсы направляются на строительство новых школ и капитальный ремонт уже существующих, оснащение учреждений современным учебным оборудованием, подготовку кадров для новых школ, совершенствование системы школьного питания, а также развитие дополнительного образования.
И на федеральном уровне, и в нашей области разрабатываются и вводятся дополнительные формы поддержки учителей и студентов педагогических специальностей. Так, например, молодые педагоги при первом устройстве на работу в сельской местности получают единовременную выплату в размере 120 тысяч рублей, что является для них существенным подспорьем.
Однако в региональной системе образования предстоит сделать ещё немало. В своём Послании Президент объявил о продолжении масштабной программы капремонта школ. Она будет завершена к 2030 году, а после этого школы будут ремонтироваться в текущем режиме. Правительство региона сегодня уточняет состояние всех школ и средних профессиональных учебных заведений, выявляет потребности в ремонте, оборудовании. Прошу вас принять самое активное участие в этой работе. Если области даётся шанс решить системную проблему, было бы непростительной ошибкой им не воспользоваться.
Большую роль играет проект «Наша школа». Взаимодействие педагогов, родителей и школьников в деле капремонта школ даёт потрясающие результаты с точки зрения качества. Был случай, например, когда родители обнаружили ошибку в проектной документации. Часто родители и учителя заставляли подрядчиков переделывать плохо выполненную работу. Как показывает практика, активное вовлечение родителей и педагогов в процесс капремонта — а это поручение Президента РФ Владимира Путина — в регионе выполняется.
Учителя с большим стажем работы говорят, что дети сейчас хорошие, но хуже соображают, чем из сверстники 15-20 лет назад. Сейчас концепция такая: надо развивать талант и умение учиться самостоятельно в первую очередь. Но это, по мнению опытных педагогов, совершенно неверно: в первую очередь нужно давать базовые знания и проверять то, как дети их усвоили. А талант потом уже разовьётся сам. Ведь никогда не узнаешь, есть ли у ребёнка талант к игре на фортепиано, если сначала не научишь его читать с листа ноты. И ровно так же не воспитаешь в школьнике гордость за свою страну и любовь к малой родине, если подходить к этому формально.
Одним из краеугольных камней в этом плане стал новый школьный единый учебник истории. Сохранение исторической памяти — это не только проявление уважения к прошлому, но и гарантия единства народа и суверенитета государства в будущем. Попытки ряда государств переписать, перелицевать мировую историю становятся всё агрессивнее и имеют очевидную цель — разобщить, лишить ориентиров российское общество, в конечном счёте ослабить Россию и повлиять на её суверенитет.
Но одного учебника также недостаточно для воспитания патриота своего Отечества. А просветительская работа с детьми и молодёжью ведётся, к сожалению, недостаточно активно. Результатом этого стало то, что многие представители молодого поколения не знают историю своей Родины, слабо знакомы с культурой и традициями страны. Кроме того, многие из них не владеют основами законодательства России, не знают своих прав и, что самое главное, имеют весьма смутное представление о гражданских обязанностях.
Для того чтобы ликвидировать этот пробел в образовании, в Тамбовской области запущен проект «Гражданин великой страны». Его реализация позволит проводить именно комплексную воспитательно-просветительскую работу с детьми и молодёжью начиная с самого раннего возраста. Помимо изучения истории ребятам предстоит участвовать в выявлении объектов культурного наследия и историко-этнографических экспедициях, изучение русской культуры и традиций, боевых искусств, начальной военной подготовки и основ медицины и права. Итогом этой работы станет формирование настоящего гражданина, патриота своей страны, здорового, физически активного, готового к созданию семьи и воспитанию детей.
Нет сомнений, что этот проект и ему подобные крайне необходимы для школьников. Недостаточно просто что-то где-то увидеть и прочитать. Ощутить связь с прошлым и сопричастность к великим событиям отечественной истории можно только лишь приняв непосредственное участие в исследованиях и знакомясь с артефактами ушедших эпох. А это уже прочная основа для формирования гражданина и патриота. И Тамбовщина в этом плане выступает с передовых позиций.