Знать, Никольщину справлял, раз шапка на голове не держится! Как тамбовские крестьяне отмечали день Николая Чудотворца?
И вот пришёл Николин день – один из самых важнейших и любимых в народном календаре. Ещё бы, ведь Николаю Угоднику на Руси отводили особую роль: его считали вторым после Бога заступником! Более того, довольно непростой для понимания догмат о Троице в крестьянской среде трактовался оригинально и просто. Троица – это Христос, Богородица и Никола, то есть как на самой популярной складной иконе-триптихе.
О святом Николае было много крестьянских легенд и преданий: в основном о том, как он шёл по земле в простом народном одеянии и неприметно помогал людям или спасал от беды. А также – поощрял бедных и наказывал жадных богачей. Но, в отличие от католических стран, в новогоднего Санта-Клауса наш Никола так и не облачился и Дедом Морозом не стал.
На Руси, в том числе и в Тамбовской губернии, была своя традиция: справлять Никольщину, или Николину неделю, специально к которой варили пиво и брагу. Но, подчеркнём, это был праздник глав семей, и молодёжное пьянство в традиционном русском укладе не поощрялось. Но, правда, и люди в почтенном возрасте гулять умели, о чём говорят такие поговорки: «В Николин день во всяком доме – пиво», «Горевал мужик по Никольщине, что она не целый год живёт» и «Знать мужика, что Никольщину справлял, раз шапка на голове не держится!»
Также со святого Николая начиналось сватовство – готовились свадьбы, которые будут отмечать по окончании Рождественского поста. Невесты в этот день не только ставили свечи Николаю Угоднику, но и служили молебны, молили о суженом. Начинала молодёжь в этот день и подготовку к святочным посиделкам: решали, у кого и где соберутся, чтобы отметить. А отмечали это не только гаданием и ворожбой, но и различными представлениями, для чего готовили сценки, наряды и страшные маски. Само собой, что всё это порицалось, особенно церковью, но поделать с этим ничего не могли, да и не пытались. Разве что приговаривали: мол, такая она, сейчас молодёжь растёт…