Сегодня на дворе – Прокопов день, когда церковь вспоминает святого Прокопия Чтеца, принявшего мученическую смерть: было это давно, ещё в начале IV века. Наши же тамбовские крестьяне в этот день соблюдали определённые традиции, главной из которых была – обязательная расстановка вех.
Все мы, конечно, это слово хорошо знаем – вехи истории, основные вехи биографии, да и одноимённый альманах в своё время был символом русской мысли. Вот только понятие это – не образно-поэтическое, а вполне себе приземлённое. Именно 5 декабря, в Прокопов день, когда зима уже полностью входила в свои права, была у тамбовских крестьян важная задача: выставить дорожные вехи.
Речь – о столбах или обычной деревянной жерди длиной в три-четыре сажени, то есть не ниже двух метров. Никто их, конечно, не красил, но вот пук соломы, тряпицу или что-то подобное для лучшей видимости к вехе примотать могли. А обозначали ими дороги – зимний санный путь могло легко перемести, и в пургу человек сделает шаг-другой и сам не поймёт, как окажется в чистом поле, в снеговой пропасти. Так и вспоминается горький бунинский рассказ на эту тему. Но если идти, ориентируясь по вехам, то можно добраться от деревни к деревне. Вот теперь, кстати, и привычное нам понятие о вехах открывается куда глубже!
Добавим, что были у наших предков и другие важные дела на Прокопов день. Днём – вывозить санным путём срубленный лес, а вечером – варить общественное пиво. Готовили его аккурат к Никольщине – мужскому братскому празднику. Вернее даже, это был праздник исключительно глав семей, молодёжь на него не звали. Он отмечался в День святителя Николая 19 декабря и мог затянуться – это уже как пойдёт «Никольщину справлять». На общее пиво, само собой, сбрасывались всем миром. Для ясности добавим, что тот напиток, который ценили наши далёкие чернозёмные пращуры, по рецепту и тем более по вкусу совершенно не похож на то, что теперь разливают в бутылки.
И, кстати, не только пиво варили. Вечерами на Прокопов день в тамбовских селениях ещё и санничали – чинили и делали новые полозья и прочие к ним запчасти. А за этим делом принято было рассказывать разные небылицы и бывальщины, а их – уж столько было, что до самого Николы зимнего половины не пересказать!
Автор: Лев Рощин
Фото: ГАТО
Все мы, конечно, это слово хорошо знаем – вехи истории, основные вехи биографии, да и одноимённый альманах в своё время был символом русской мысли. Вот только понятие это – не образно-поэтическое, а вполне себе приземлённое. Именно 5 декабря, в Прокопов день, когда зима уже полностью входила в свои права, была у тамбовских крестьян важная задача: выставить дорожные вехи.
Речь – о столбах или обычной деревянной жерди длиной в три-четыре сажени, то есть не ниже двух метров. Никто их, конечно, не красил, но вот пук соломы, тряпицу или что-то подобное для лучшей видимости к вехе примотать могли. А обозначали ими дороги – зимний санный путь могло легко перемести, и в пургу человек сделает шаг-другой и сам не поймёт, как окажется в чистом поле, в снеговой пропасти. Так и вспоминается горький бунинский рассказ на эту тему. Но если идти, ориентируясь по вехам, то можно добраться от деревни к деревне. Вот теперь, кстати, и привычное нам понятие о вехах открывается куда глубже!
Добавим, что были у наших предков и другие важные дела на Прокопов день. Днём – вывозить санным путём срубленный лес, а вечером – варить общественное пиво. Готовили его аккурат к Никольщине – мужскому братскому празднику. Вернее даже, это был праздник исключительно глав семей, молодёжь на него не звали. Он отмечался в День святителя Николая 19 декабря и мог затянуться – это уже как пойдёт «Никольщину справлять». На общее пиво, само собой, сбрасывались всем миром. Для ясности добавим, что тот напиток, который ценили наши далёкие чернозёмные пращуры, по рецепту и тем более по вкусу совершенно не похож на то, что теперь разливают в бутылки.
И, кстати, не только пиво варили. Вечерами на Прокопов день в тамбовских селениях ещё и санничали – чинили и делали новые полозья и прочие к ним запчасти. А за этим делом принято было рассказывать разные небылицы и бывальщины, а их – уж столько было, что до самого Николы зимнего половины не пересказать!
Автор: Лев Рощин
Фото: ГАТО